Главная » 2011 » Июнь » 5 » Консультации по бухучету и налогообложению.
13:31
Консультации по бухучету и налогообложению.

Между работником и ООО заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту), в котором стороны договорились расторгнуть заключенный между ними трудовой договор по соглашению сторон. Работодатель, в соответствии с соглашением, в день увольнения обязан выплатить работнику выходное пособие в повышенном размере - пять среднемесячных окладов.

Основанием для начисления и выплаты выходного пособия является дополнительное соглашение. Так как случаи начислений и выплат выходного пособия в повышенном размере не носят регулярный характер, а осуществляются на основании соглашения между работодателем и работником, данные выплаты не поименованы в коллективном договоре.

1. Вправе ли ООО при! исчислении налога на прибыль учитывать суммы выходного пособия, выплачиваемого в повышенном размере, в составе расходов на оплату труда?

2. Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль учитывать суммы страховых взносов, начисленных на суммы выходного пособия, выплачиваемого в повышенном размере, в расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование в соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ?

Ответ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 1! ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон.

В силу ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

При этом в ч. 4 ст. 178 ТК РФ отмечается, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, отличные от обязательных в силу требований трудового законодательства, а также могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

На основании ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие- либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключенным в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В рассматриваемом случае дополнительным соглашением была предусмотрена выплата выходного пособия при увольнен! ии, в том числе и при увольнении по соглашению сторон.

Таким образом, расходы по выплате компенсации при расторжении договора могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в случае, если такая выплата предусмотрена трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся неотъемлемой частью трудового договора, или коллективным договором.

Для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе учесть полную сумму выплаченных работникам выходных пособий вне зависимости от их величины.

2. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. предусмотрены исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социаль! ное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы).

Вышеуказанным Законом установлено, что начиная с 1 января 2010 г. страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова! ния и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на о бязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

При этом ст. 270 Кодекса не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/224

Вопрос:

По договору уступки права требования организация приобрела денежные обязательства по кредитному договору (срок исполнения обязательств наступил). В настоящее время должник признан банкротом, реестр кредиторов сформирован, требования организации включены в него.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обя! зательствам в деле о банкротстве" при решении вопроса о квалификации требований об уплате должником процентов за пользование денежными средствами по договору займа либо кредитному договору судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита) образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, которое определяется по правилам п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Таким образом, подлежащие уплате проценты за пользование заемными средствами присоединяются к сумме основного долга по займу либо кредиту на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства. В реестр требований кредиторов должника подлежит включению требование об уплате исчисленной денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.

В какой момент прекращается начисление процентов за пользование заемными средствами по кредитному! договору и штрафных санкций в целях налога на прибыль в случае введения в отношении должника-заемщика процедуры наблюдения и включения требований организации в реестр требований кредиторов?

Ответ:

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п. 6 ст. 271 Кодекса при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде про! центов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Вопросы, связанные с порядком начисления процентов по долговым обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязате! льству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

По смыслу указанной нормы проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/225

Вопрос:

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" были внесены изменения в ст. 275.1 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в ч. 3 и 4 указанной статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных о! бъектов. Часть 5 ст. 275.1 НК РФ не изменена.

Организация является градообразующим предприятием в соответствии с законодательством Российской Федерации, численность работников в трассовых городах и поселках составляет не менее 25 процентов численности работающего населения. В состав организации входят структурные подразделения по эксплуатации жилищного фонда, а также объектов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ.

В ходе эксплуатации объектов обслуживающих производств и хозяйств у организации возможно получение убытка.

Каков порядок учета убытка, полученного при осуществлении деятельности с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, для целей налога на прибыль?

Ответ:

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" ч. 7 ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изложена в новой редакции. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2011 г.

Согласно указанным изменениям налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в ч. 3 и! 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

Учитывая изложенное, расчет процентного соотношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений к численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств (далее - объекты ОПХ).

Если указанное выше условие не соблюдается, то полученный убыток может быть учтен при расчете общей налоговой базы только при соблюдении условий, установленных ч. 5 ст. 275.1 НК РФ. В ином случае, согласно ч. 6 ст. 275.1 НК РФ, убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его пог! ашение только прибыль, полученную при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/219

Вопрос:

Каков порядок налогообложения НДФЛ доходов работников, направленных для выполнения работ в командировку за границу на длительный период, превышающий 183 дня в налоговом периоде? При этом организация начисляет работникам суточные за каждый день нахождения в командировке и заработную плату в размере среднего заработка.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в рассматриваемом вопросе, организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами. В таком случае фактическо! е место работы сотрудников находится в иностранном государстве и такие сотрудники не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат об! ложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Учитывая изложенное, в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

В случае если в течение ! налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка.

Суммы среднего заработка работника, сохраняемого на основании ст. 167 Трудового кодекса, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации. Соответственно, к указанным выплатам норма пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса не применяется и указанные вы! платы, производимые российской организацией, относятся к доходам от ист очников в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2011 г. N 03-04-06/6-73

Вопрос:

Строительная организация (застройщик) проводит рекламную акцию, в соответствии с условиями которой в период с 1 мая по 31 декабря 2010 г. каждому участнику долевого строительства, первым в понедельник подписавшему договор участия в долевом строительстве, вручается приз в виде сертификатов на ужин в ресторане на двух человек (участника долевого строительства и члена его семьи) на сумму 6000 руб. (2 сертификата по 3000 руб., из расчета один сертификат на одного человека). Указанная акция проводится в соответствии с приказом генерального директора строительной организации (все условия утверждены приказом). В целях приобретения сертификатов между застройщиком и рестораном заключен договор на приобретение сертификатов и оказание услуг по ресторанному обслуживанию (питанию) клиентов застройщика по приобретенным картам.

Проведение указанной рекламной акции направлено на стимулирование интереса к квартирам, расположенны! м в строящихся многоквартирных домах застройщика, целью рекламной акции является повышение спроса на квартиры и, как следствие, повышение уровня продаж. Проведение рекламной акции необходимо самому застройщику и производится застройщиком для собственных нужд, а не для нужд потенциальных участников долевого строительства.

Учитываются ли расходы, связанные с приобретением и передачей подарочных сертификатов участникам долевого строительства, в целях исчисления налога на прибыль?

Подлежит ли налогообложению НДФЛ стоимость подарочных сертификатов, полученных участниками долевого строительства? Признается ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении указанных доходов участников долевого строительства в виде стоимости подарочных сертификатов?

Ответ:

При приобретении подарочного сертификата организация приобретает не товар, а обязательство продавца предоставить выбранный владельцем сертификата товар (работы, услуги) на определенную сумму.

Под термином "подарочный сертификат" принято понимать документ, удостоверяющий право его владельца на получение товаров (работ, услуг) у указанного в сертификате лица (продавца), в том числе с оплатой за товар (работы, услуги) его стоимости за вычетом указанной в сертификате суммы (номинальной стоимости сертификата).

Денежные средства, уплаченные организацией - покупателем сертификатов компании - агенту продавцов товаров (работ, услуг), фактически являются авансами, уплаченными за товары (работы, услуги).

Организация в данном случае приобрела подарочные сертификаты для передачи их участникам долевого строительства в качестве подарков. В рассматриваемой ситуации дарение третьим лицам сертификатов, которые удосто! веряют право требования приобретения товаров (работ, услуг), осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 382, ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 576 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Таким образом, согласно п. 16 ст. 270 Кодекса расходы, связанные с приобретением и передачей подарочных сертификатов, не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку имущественные права, удостоверенные этими сертификатами, передаются участникам долевого строительства безвозмездно.

По во! просу обложения налогом на доходы физических лиц доходов участников рекламной акции в виде стоимости подарочных сертификатов, врученных организацией.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав относится к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.

Таким образом, при получении от организации физическими лицами - участниками рекламной акции подарочных сертификатов у таких лиц образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение соответствующих товаров (работ, услуг).

Отнесение доходов, полученных налогоплательщиками в виде стоимости подарочных сертификатов, к подаркам либо к иным видам доходов зависит от документального оформления выплаты (выдачи) доходов.

Пунктом 28 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 руб. за налоговый период.

Таким образом, если выдача подарочных с! ертификатов физическим лицам оформлена в качестве подарков, то в соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса стоимость подарочного сертификата в сумме до 4000 руб. освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Сумма указанного дохода в размере, превышающем ограничение 4000 руб., подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Соответственно, организация, от которой физические лица получают указанные доходы, признается налоговым агентом в отношении указанных доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.

Если организация, от которой физические лица получают указанные сертификаты, не выплачивает физическим лицам каких-либо доходов в денежной форме, с которых можно было бы удержать налог с доходов в натуральной форме, применяются положения п. 5 ст. 226 Кодекса, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обяза! н не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котор ом возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/207

Вопрос:

Организация планирует использовать в своей производственной деятельности результаты интеллектуальной деятельности третьих лиц (далее - правообладатели). Указанные объекты интеллектуальной собственности (изобретения и полезные модели) охраняются соответствующими патентами.

Между правообладателями и организацией заключаются лицензионные договоры, предметом которых является предоставление организации соответствующих прав по использованию объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей) при производстве продукции.

Заключаемые лицензионные договоры подлежат госрегистрации в Роспатенте.

При этом организация планирует начать производить продукцию (и, соответственно, использовать при производстве объекты интеллектуальной собственности) до госрегистрации соответствующих лицензионных договоров.

Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сто! рон с момента его заключения.

В то же время ГК РФ предусматривает обязательность регистрации некоторых видов договоров (в частности, это касается договоров, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности).

Пунктом 2 ст. 425 ГК РФ предусмотрено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Таким образом, стороны могут урегулировать свои отношения даже применительно к этапу до подписания договора.

В Определении ВАС РФ от 26.07.2010 N ВАС-7552/10 было указано: исходя из положений п. 3 ст. 433 и п. 2 ст. 425 ГК РФ, в случае если использование промышленного образца лицензиатом началось до государственной регистрации лицензионного договора (которая считается моментом его заключения), стороны вправе распространить действие договора на отношения, возникшие до его заключения. Между тем действие договора с обратной силой не может распространяться на тот перио! д, когда у лицензиара отсутствовало право на соответствующий промышленный образец. Никто не может передать больше прав, чем имеет.

В случае включения положений, предусмотренных п. 2 ст. 425 ГК РФ, в лицензионный договор вправе ли организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов по уплате лицензионного вознаграждения, которые возникли в период до госрегистрации договора в Роспатенте?

Ответ:

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе уменьшить доходы на сумму осуществленных (понесенных) обоснованных и документально подтвержденных расходов (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытков).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при ! условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая изложенное, расходы в виде платежей по лицензионному договору на предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности должны быть подтверждены в том числе заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицензионным договором.

В соответствии со ст. 1232 ГК РФ в случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежат в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Ф! едерации.

Пунктом 2 ст. 1235 ГК РФ установлено, что несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора.

Таким образом, основанием для включения в расходы лицензионных платежей, в случае если результат интеллектуальной деятельности, права на который предоставляются по договору, подлежит государственной регистрации, является зарегистрированный в установленном порядке лицензионный договор.

Вместе с тем в случае, если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента фактической передачи налогоплательщику права использования результатов интеллектуальной деятельности, то лицензионные платежи по находящемуся на государственной регистрации лицензионному договору могут приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента начала использования результатов интеллектуальной деятельности в деятельности налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2011 г. N 03-03-06/! 4/28

Вопрос:

Организация является крупным сельскохозяйственным товаропроизводителем, применяет общую систему налогообложения. Доля реализованной сельскохозяйственной продукции собственного производства - более 95% от общего объема реализованной продукции. Внереализационные доходы и расходы организация разделяет на связанные с сельскохозяйственной деятельностью и прочие.

Каков порядок учета организацией в целях налога на прибыль доходов от размещения денежных средств на депозитных счетах: как доходы от сельскохозяйственной деятельности (ставка налога на прибыль 0%) или как прочие доходы (ставка налога на прибыль 20%)?

Ответ:

Согласно ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом последующих изменений и дополнений) ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере:

- в 2004 - 2012 гг. - 0 процентов;

- в 2013 - 2015 гг. - 18 проц! ентов;

- начиная с 2016 г. - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, получающие доходы по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

Учитывая, что размещение денежных средств на депозитных счетах - деятельность, не связанная с реализацией произведенной сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, доходы от такого размещения налогоплательщику следует учитывать в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса и применять к ним общую ставку налога на прибыль организаций 20%.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/210

Вопрос:

Вправе ли строительная организация при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН ("доходы минус расходы"), учесть произведенные в 2010 г. расходы в виде вступительных взносов, членских взносов, уплачиваемых данной организацией при вступлении в саморегулируемую организацию?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 346.16 Кодекса дополнена пп. 32.1, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

На основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ положения пп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 январ! я 2011 г.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не имели права в 2010 г. учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде вступительных взносов, членских взносов, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 марта 2011 г. N 03-11-06/2/31

Вопрос:

О порядке налогообложения налогом на прибыль доходов организации - резидента Германии от оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом грузов, ввозимых в Россию из Германии.

Ответ:

В случае если иностранная организация, осуществляющая международную перевозку, является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, в силу ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положения соответствующего международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства в области налогов и сборов.

В связи с тем что положения ст. 8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) не распространяются на доходы организации от перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, данная статья при налогообложении доходов такой организации не применяется.

Однако согласно ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, при налогообложении прибыли организации - резидента Германии от оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом грузов применяются положения ст. 7 Соглашения. Следовательно, в Российской Федерации налогообложение прибыли германской организации от указанных услуг осуществляется только в случае, если такого рода предпринимательская деятельность германской организации приведет к образованию постоянного! представительства на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 апреля 2011 г. N 03-08-05

Вопрос:

1. Должен ли банк в целях исчисления налога на прибыль продолжать начисление процентов по просроченной ссудной задолженности после вынесения судом решения о взыскании с заемщика задолженности по кредитным обязательствам в случае, если задолженность не была погашена?

2. Правомерно ли при определении финансового результата от уступаемого права требования в целях налога на прибыль согласно ст. 279 НК РФ банк учитывает всю сумму задолженности по кредитному договору: задолженность по основному долгу; госпошлину и проценты, присужденные ко взысканию арбитражным судом; проценты, начисленные по условиям кредитного договора на просроченную задолженность по основному долгу за период после вступления в силу решения суда до момента уступки права требования, не уплаченные заемщиком?

Ответ:

1. Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относится доход в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Особенности определения доходов банков в виде процентов определены ст. 290 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ к доходам банка в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы в виде процентов от предоставления кредитов и займов.

Порядок налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход! признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

После расторжения кредитного договора по решению суда или в одностороннем порядке по инициативе кредитора в соответствии с условиями договора начисление процентов по кредитному договору прекращается.

2. В соответствии со ст. 279 НК РФ при реализации задолженности по кредитному договору банк- цедент вправе уменьшить доход от реализации права требования на стоимость задолженности по указанному договору.

Стоимость задолженности по кредитному договору определяется исходя из суммы всей задолженности по договору, уступаемой цессионарию, включая сумму основного долга по кредитному договору, сумму процентов, присужденных ко взысканию арбитражным судом, а также сумму процентов, начисленных по условиям кредитного договора за период после вступления в силу решения суда и до момента уступки права требования, но не уплаченных заемщиком.

Ос! нование: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/68

 


Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"

 

Просмотров: 678 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map