Главная » 2011 » Апрель » 30 » Консультации по бухучету и налогообложению
10:29
Консультации по бухучету и налогообложению

Организация оказывает услуги по перевозке грузов, помещенных под таможенную процедуру экспорта, от завода-производителя (налогового резидента РФ) до порта. Далее эти грузы вывозятся за пределы территории РФ морскими судами.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ правомерно ли применение налоговой ставки по НДС 0% в части услуг, оказываемых организацией?

Ответ:

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров. При этом в целях данной статьи Кодекса под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, пр! и которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Кроме того, применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость предусмотрено пп. 2.8 п. 1 ст. 164 Кодекса по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река - море) плавания или иные виды транспорта, а также пп. 9 п. 1 ст. 164 Кодекса по работам (услугам) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемым российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.

Что касается налогообложения услуг по перевозке товаров между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не поименов! анных в пп. 2.8 и 9 п. 1 ст. 164 Кодекса, то применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг вышеуказанной ст. 164 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 марта 2011 г. N 03-07-08/67

Вопрос:

Об отсутствии оснований для представления в налоговый орган банковской гарантии или поручительства банка для освобождения от уплаты акцизов в случае вывоза подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - членов Таможенного союза.

Ответ:

Согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол) при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза применяется освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 ! Протокола. При этом поручительство банка или банковская гарантия данным пунктом не предусмотрены.

Кроме того, указанным пунктом установлена обязанность представления в налоговый орган иных документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от уплаты акцизов, если их представление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Перечень документов, подтверждающих правомерность освобождения от налогообложения акцизами экспортируемых товаров, вывозимых за пределы Таможенного союза, установлен ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данным перечнем представление поручительства банка или банковской гарантии также не предусмотрено.

Таким образом, норма, установленная ст. 184 Кодекса, об освобождении от налогообложения акцизами операций по реализации подакцизных товаров на экспорт только при представлении в налоговый орган поручительства банка или банко! вской гарантии не распространяется на операции по реализации подакцизны х товаров с территории Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза. Соответственно, представлять в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию для освобождения от налогообложения акцизами указанных операций не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2011 г. N 03-07-06/62

Вопрос:

Организация является заказчиком и инвестором в строительстве объекта недвижимости. Для финансирования строительства организация заключила договор займа, по которому она является заемщиком. Согласно договору займа проценты за пользование денежными средствами начисляются ежемесячно начиная с даты фактического поступления суммы займа и заканчивая датой погашения задолженности. Заимодавец (российское ОАО) предоставляет заем частями согласно графику финансирования строительства. Согласно договору заемщик имеет право на отсрочку по уплате процентов. Для реализации указанного права заемщик письменно соо! бщает заимодавцу о намерении воспользоваться правом на отсрочку по уплате процентов.

На основании п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В каком порядке организация-заемщик имеет право учитывать начисленные проценты в расходах для целей исчисления налога на прибыль: ежемесячно в течение периода пользования заемными средствами или единовременно на момент уплаты процентов?

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам относятся расходы в в! иде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.

Пункт 8 ст. 272 Кодекса предусматривает, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

На основании п. 1 ст. 328 Кодекса налогоплательщик на основании аналитического уче! та внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 Кодекса.

Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 Кодекса.

Кроме того, согласно п. ! 4 ст. 328 Кодекса налогоплательщик, определяющий расходы по методу начи сления, определяет сумму расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений вышеназванного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета расходов по долговым обязательствам, обязан отразить в составе расходов сумму процентов, причитающуюся к выплате на конец месяца.

В связи с вышеизложенными нормами Кодекса проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами с учетом положений ст. 269 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 марта 2011 г.! N 03-03-06/1/122

Вопрос:

ЗАО часто приобретает лицензии на использование программных продуктов у иностранных правообладателей.

В соответствии со сложившейся в мире практикой сделки по приобретению единичных экземпляров тиражируемых программ и прав на их использование могут осуществляться посредством сети Интернет. При этом договоры на бумажном носителе, накладные или акты приема-передачи не оформляются. Как правило, после оплаты счета иностранный правообладатель передает приобретателю лицензии код для скачивания программы с его сайта. После скачивания покупатель использует программу в своей производственной деятельности.

Лицензионное соглашение заключается сторонами в электронном виде путем принятия лицензиатом стандартных условий, изложенных на сайте правообладателя (договор присоединения), в момент инсталляции программы.

В соответствии со ст. 252 НК РФ затраты, учитываемые в целях налогообложения пр! ибыли, могут подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Каков порядок применения данной нормы ст. 252 НК РФ в случае, когда заключение и исполнение сделки по приобретению программного продукта и прав на его использование у иностранного лица осуществляются посредством сети Интернет?

Вправе ли ЗАО учесть затраты на приобретение лицензий на использование программных продуктов в целях налога на прибыль при наличии следующих подтверждающих документов: переписки лицензиата с иностранным контрагентом в виде распечатки электронной почты, копии инвойса, а также выписки с банковского счета, подтверждающей денежный перевод?

Может ли в качестве подтверждающего документа рассматриваться распечатанная и удостоверенная нотариусом копия стр! аницы электронной почты покупателя, свидетельствующая о получении им от продавца ключа для скачивания и установки программы?

Ответ:

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Учитывая изложенное, расходы на приобретение неисключительных прав на использование программы для ЭВМ по лицензионному соглашению, заключенному через Интернет, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

В соответствии с указанной статьей расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика.

Под документально подтвержденными ! расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При приобретении программы для ЭВМ путем заключения лицензионного соглашения и поставки программы через Интернет документальным подтверждением указанных расходов могут являться в том числе документы, подтверждающие оплату предусмотренного лицензионным соглашением вознаграждения, а также распечатка электронного письма, подтверждающего поставку программы для ЭВМ покупателю, заверенная в установленн! ом порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 марта 2011 г. N 03-03-06/1/127

Вопрос:

В соответствии с условиями агентского договора ООО (агент) действует от своего имени за счет индивидуального предпринимателя (принципала) и осуществляет только поиск клиентов, заинтересованных в выполнении принципалом работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, т.е. деятельность агента сводится лишь к посреднической операции, за что он и получает вознаграждение от принципала.

Производственную базу (арендованную) и специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств имеет принципал, т.е. только у него есть возможность выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, а именно арматурные работы, которые по Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, отнесены к услугам "Ре! монт кузовов" (код 017207 ОКУН).

Какой режим налогообложения необходимо применять агенту и принципалу: УСН или систему налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ:

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.!

Статьей 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

Учитывая изложенное, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход по указанному виду деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно выполняют работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

Организация-агент, действующая от своего имени, но за счет принципала и осуществляющая только поиск клиентов, заинтересованных в выполнении принципалом работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, переводу на уплату единого налога на вмененный доход не подлежит.

Основание: ! ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2011 г. N 03-11-06/3/24

Вопрос:

Государственная регистрация организации проведена 1 июля 2010 г. Заявленный вид деятельности - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами. Договор аренды помещения под аптеку подписан с арендодателем 1 июля 2010 г. 22 июля 2010 г. получено уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности получена и датирована 28 октября 2010 г. За III квартал 2010 г. представлена "нулевая" декларация по ЕНВД, поскольку за этот период деятельность ввиду отсутствия лицензии не велась.

С какого момента организация обязана исчислять ЕНВД?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отд! ельных видов деятельности, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика данного налога.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика указанного налога.

Согласно п. 10 ст. 346.29 Кодекса размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитыва! ется исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

При этом п. 1 ст. 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

В то же время, если в соответствии с законодательством обязательным условием для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой организация признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, является наличие лицензии, то обязанность по уплате данного налога возникает в налоговом периоде получения лицензии.

В связи с этим организация, осуществившая постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход до начала осуществления лицензируемой предпри! нимательской деятельности, обязана исчислять данный налог начиная с месяца, в котором получена лицензия.

До указанной даты у организации сохраняется обязанность по уплате налогов в соответствии с общеустановленной системой налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2011 г. N 03-11-06/3/23

Вопрос:

В результате чрезвычайной ситуации (засухи) в 2010 г. сельскохозяйственные товаропроизводители понесли значительные убытки по причине гибели сельскохозяйственных культур.

В целях восстановления финансового положения сельскохозяйственным организациям были предоставлены бюджетные средства в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи.

На фоне снижения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции с учетом увеличения объемов государственной поддержки, направляемой пострадавшим от засухи хозяйствам, у целого ряда сельскохозяйственных товаро! производителей по итогам 2010 г. сложилась ситуация, при которой по не зависящим от них обстоятельствам нарушается соблюдение необходимых условий для сохранения права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).

Нарушение ограничений, установленных ст. 346.2 НК РФ, в части соотношения между доходами, полученными от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, и иными доходами, к которым относятся и субсидии из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов, может привести к утрате организациями и индивидуальными предпринимателями статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей и права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).

Включаются ли в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции поступления в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, для цел! ей определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ и применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН)?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных! обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Исходя из этого суммы поступлений в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными производителями, учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу как внереализационные доходы.

Пунктом 4 ст. 346.3 Кодекса установлено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом п. 2 ст. 346.2 Кодекса предусмотрено, что в целях гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскох! озяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Исходя из этого, а также учитывая, что суммы поступлений в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными производителями, относятся к внереализационным доходам, данные суммы поступлений в виде бюджетных субсидий не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Основание! : ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 февраля 2011 г. N 03-11-10/06

Вопрос:

Организация оказывает материальную помощь работникам в случаях длительного или тяжелого заболевания, а также выплачивает единовременные премии к профессиональным праздникам, знаменательным датам, персональным юбилейным датам и прочее.

1. Учитываются ли в расходах при исчислении налога на прибыль суммы материальной помощи?

2. Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль затрат на стимулирующие выплаты работникам?

Ответ:

1. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами! законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом п. 23 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Таким образом, расходы в виде сумм материальной помощи, предоставляемой сотрудникам, не учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

2. Пунктом 2 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

В соответствии со ст. 135 Трудового код! екса Российской Федерации (далее - ТК РФ) система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным ! наградам.

В связи с этим расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

При этом согласно положениям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в ин! остранном государстве, на территории которого были произведены соответс твующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 февраля 2011 г. N 03-03-06/4/12

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества не чаще одного раза в пять лет.

Орга! низация приняла решение о переходе с 01.01.2011 с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации.

При выводе из эксплуатации объектов в результате ликвидации основных средств до истечения срока полезного использования по причине морального и/или физического износа, а также в результате истечения срока полезного использования согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 и п. 13 ст. 259.2 НК РФ суммы недоначисленной амортизации в соответствии с установленным сроком полезного использования, начисленной нелинейным методом (далее - остатки недоамортизируемой стоимости объектов), не списываются на внереализационные расходы, а остаются в составе суммарного баланса амортизационной группы и продолжают амортизироваться.

Согласно п. 4 ст. 322 НК РФ при переходе на линейный метод начисления амортизации организация определила остаточную стоимость действующих объектов амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налого! обложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.

После выделения остаточной стоимости действующих объектов амортизируемого имущества из суммарных балансов каждой амортизационной группы в амортизационных группах организация выявила остатки недоамортизируемой стоимости объектов.

Правомерно ли организация в связи с переходом на линейный метод амортизации одномоментно списывает на расходы в целях налога на прибыль суммы остатков недоамортизируемой стоимости объектов, числящиеся в суммарных балансах каждой амортизационной группы?

Ответ:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2009 г. гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена ст. 259.2, устанавливающей порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амор! тизации.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) с 1 января 2009 г. ст. 259 Кодекса изложена в новой редакции, в соответствии с которой в целях гл. 25 Кодекса с 1 января 2009 г. налогоплательщики вправе выбрать один из методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 Кодекса: линейный или нелинейный метод.

В соответствии с п. 2 ст. 259 и ст. 259.2 Кодекса с 1 января 2009 г. при применении нелинейного метода амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из суммарного баланса, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе), в порядке, установленном ст. 322 Кодекса с учетом положений ст. 259.2 Кодекса.

Статьей 259! Кодекса в редакции Федерального закона N 224-ФЗ установлено, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 Кодекса) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Пунктом 3 ст. 259 Кодекса установлено, что вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов. В отношении прочих объектов! амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, с 1 января 2009 г. в связи с изменением законодательства налогоплательщик должен был закрепить приказом об учетной политике для целей налогообложения по своему выбору метод начисления амортизации в отношении всех объектов основных средств и нематериальных активов (за исключением объектов амортизируемого имущества, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам, к которым применяется линейный метод начисления амортизации вне зависимости от закрепленного налогоплательщиком в учетной политике метода ее начисления) и начислять амортизацию в порядке, установленном ст. ст. 259.1 и 259.2 Кодекса.

С учетом ст. 259 Кодекса налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода, предусмотренного ст. 259.2 Кодекса, на линейный метод начисления а! мортизации, предусмотренный ст. 259.1 Кодекса, с начала очередного налогового периода, но не чаще одного раза в пять лет. Таким образом, налогоплательщики, выбравшие с 1 января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации, установленный ст. 259.2 Кодекса, вправе перейти на линейный метод начисления амортизации не ранее 1 января 2014 г.

До 1 января 2009 г. выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации устанавливался по каждому объекту основных средств и нематериальных активов и не изменялся в течение всего периода начисления амортизации. При этом налогоплательщик вправе был применять разные методы начисления амортизации (как линейный, так и нелинейный) к разным объектам основных средств и нематериальных активов, за исключением установленных Кодексом случаев. Несмотря на схожесть наименования, следует отличать нелинейный метод начисления амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества, применявшийся до 1 января 2009 г., от установленного ст. 259.2 Кодекса нелинейного метода начисления амортизации по группам амортиз! ируемого имущества исходя из их суммарного баланса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2011 г. N 03-03-06/2/36

Вопрос:

ООО, применяющее УСН с объектом налогообложения "доходы", заключило договор на сдачу в аренду собственного нежилого помещения. По условиям этого договора арендатор, в соответствии с положениями гл. 23 ГК РФ, перечислил арендодателю помимо арендной платы обеспечительный депозит в качестве обеспечения обязательств по договору аренды. В соответствии с договором аренды по прекращении его действия сумма обеспечительного депозита подлежит возврату арендатору. Является ли полученный обеспечительный депозит доходом арендодателя на дату его получения в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, з! алогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гара нтией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

Таким образом, сумма депозита, перечисленная в обеспечение обязательств по договору аренды, не учитывается в доходах при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

! Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2011 г. N 03-11-06/2/19

 


Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"

 

Просмотров: 597 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map