Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » Консультации по бухучету и налогообложению
19:31
Консультации по бухучету и налогообложению

1. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим.

Статьей 279 НК РФ в зависимости от наступления предусмотренного кредитным договором срока возврата денежных средств предусмотрен различный порядок признания убытков от реализации права требования долга в целях исчисления налога на прибыль.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком-кредитором по долговому обязательству права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором срока возврата денежных средств отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и его учетной! стоимостью признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором.

Согласно п. 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком-кредитором права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором срока возврата денежных средств отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и его учетной стоимостью признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:

50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;

50% от суммы убытка подлеж! ат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Таким образом, в случае если банк уступает права требования по кредитному договору, срок возврата долга по которому еще не наступил согласно условиям кредитного договора, после вступления в законную силу решения суда об открытии в отношении должника конкурсного производства, банк вправе учитывать убыток от уступки такого права требования в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 279 гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ.

Правомерна ли указанная позиция?

2. Согласно п. 2 ст. 268 НК РФ, в случае если цена приобретения имущественных прав, указанных в пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от их реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения. В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с уч! етом положений, установленных ст. 279 НК РФ.

Как указано в п. 3 ст. 279 НК РФ, при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Банк считает, что отсылка из абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ к положениям ст. 279 НК РФ не ограничивает право банка учесть убыток от переуступки права требования долга, вытекающего из кредитных договоров.

Таким образом, по мнению банка, если расходы на приобретение права требования по кредитному договору превыс! ят доход от его реализации (прекращение обязательств), налогоплательщик вправе учитывать полученный убыток в целях исчисления налога на прибыль на основании п. 2 ст. 268 НК РФ.

Правомерна ли данная позиция?

Ответ:

1. Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая предусматривает различный порядок учета убытков от указанной уступки в зависимости от наступления или ненаступления предусмотренного договором, из которого возникает первоначальное право требования, срока платежа.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права треб! ования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).

Согласно п. 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. ! При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:

50 процентов от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;

50 процентов от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Учитывая изложенное, при уступке налогоплательщиком, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но до даты наступления срока платежа по договору, на основании которого возникли уступаемые права, убыток по данной сделке учитывается в соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ.

2. Согласно п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услу! г определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ.

Таким образом, при реализации права требования налоговая база по указанной операции определяется в порядке, установленном ст. 268 НК РФ, с учетом особенносте! й ст. 279 НК РФ.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О в несении изменений в гл. 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2009 г., в п. 2 ст. 268 НК РФ было внесено изменение.

В соответствии с п. 2 ст. 268 НК РФ (в редакции вышеуказанного Федерального закона), если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в пп. 2, 2.1 и 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Статьей 279 НК РФ не установлено особенностей учета убытка при дальнейшей реализации права требования. При этом ст. 270 НК РФ также не содержит положений, не позволяющих учитывать расходы по приобретению права требования в полном объеме.

Таким образом, если цена приобретения имущественного права, которое представл! яет собой право требования долга, превышает выручку от его реализации (погашения), разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2010 г. N 03-03-06/2/141

Вопрос:

ООО является профессиональным участником рынка ценных бумаг. На основании брокерских договоров и договоров доверительного управления имуществом ООО осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг физических лиц. В рамках указанных договоров реализуются ценные бумаги, как приобретенные на основании данных договоров, так и переведенных от других брокеров или доверительных управляющих.

Имеет ли право ООО учитывать при исчислении налоговой базы по НДФЛ суммы документально подтвержденных физическим лицом расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, переведенных от других брокеров или доверительных управляющих?

Ответ:

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом признается доверительный управляющий, брокер, лицо, осуществляющее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Кодексом.

Таким образом, в тех случаях, когда организация выступает в качестве одного из вышеуказанных лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Пунктом 12 ст. 214.1 Кодекса установлено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующи! х расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Кодекса.

Вместе с этим абз. 2 п. 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в пользу налогоплательщика.

Из этого следует, что организация-брокер в качестве налогового агента не может учитывать расходы физического лица, произведенные им без участия данной организации.

Такие расходы могут быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/2-166

Вопрос:

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период приостановления действия п. 2 ст. 305 НК! РФ порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов сро чных сделок, не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной стоимости таких финансовых инструментов срочных сделок (если оценка расчетной стоимости осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.

Перечень возможных методов оценки расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок не закреплен в НК РФ.

Учитывая изложенное, какие методы оценки расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок может рассматривать банк при принятии решения о выборе конкретного метода в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 305 Налогового кодекса Российской Федерации фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой, если она отличается не более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчет! ной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения срочной сделки. Порядок определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно расчетная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рын! ке, а также методы оценки расчетной стоимости таких финансовых инструментов срочных сделок (если оценка расчетной стоимости осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.

Таким образом, при самостоятельном определении расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, организации необходимо использовать один из методов оценки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, при выборе метода оценки необходимо руководствоваться Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Минэкономразвития России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/2/140

Вопрос:

В каком размере взимается госпошлина за госрегистрацию изменений, вносимых в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и в их проспект, если! на госрегистрацию кредитная организация представляет изменения, вносимые в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, и изменения, вносимые в проспект ценных бумаг, оформленные отдельно на основании двух заявлений эмитента, но в составе единого комплекта регистрационных документов?

Ответ:

Статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

В соответствии с абз. 8 пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за совершение уполномоченным органом государственной регистрации изменений, вносимых в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и (или) в их проспект, уплачивается государственная пошлина в размере 20 000 руб.

Пунктом 2.5.6 Стандартов эмиссии ценны! х бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Фе деральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, установлено, что для регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг в регистрирующий орган необходимо представить заявление на регистрацию изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг.

Учитывая это, в случае, если регистрация изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а также регистрация изменений и/или дополнений в проспект ценных бумаг осуществляются на основании отдельных заявлений эмитента, то государственная пошлина должна быть уплачена в соответствии с требованиями гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ за совершение указанных юридически значимых действий в отношении каждого представленного заявления.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2010 г. N 03-05-05-03/36

Вопрос:

Федеральное государственное учреждение - редакция газеты является бюджетным учреждением, частично финансируемым из федерального бюджета. Расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы на ремонт основных средств за счет средств федерального бюджета по смете расходов учреждения не предусмотрены.

Означают ли положения п. 3 ст. 321.1 НК РФ, что списание вышеуказанных расходов при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль по предпринимательской (внебюджетной) деятельности осуществляется в полном объеме при условии отсутствия бюджетного финансирования по таким расходам? Условие, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности, соблюдается.

Ответ:

Пунктом 3 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что ! если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств! связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, пропорциональное распределение расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется в случаях:

- если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 Кодекса расходов за счет двух источников;

- если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 Кодекса расходов.

В последнем случае в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предприн! имательской деятельности и средств целевого финансирования, производитс я пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

В случаях если финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 Кодекса расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований, следует руководствоваться п. п. 1 и 2 ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которыми сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в ви! де средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/4/70

Вопрос:

Банк заключил договор аренды нежилых помещений. С целью оказания банковских услуг клиентам после получения разрешения арендодателя банком были произведены работы по оборудованию арендованного помещения технически укрепленным кассовым узлом. Банк оплатил стоимость работ и суммы НДС, предъявленные подрядчиками.

Вправе ли банк считать затраты на неотделимые улучшения, произведенные с целью оказания услуг клиентам, экономически обоснованными?

В момент расторжения договора аренды не происходит реализации неотделимых улучшений, в силу того что собственность на данные неотделимые улучшения возникла у арендодателя в момент их п! роизведения (создания) (ст. ст. 133 и 623 ГК РФ).

В случае если банк получает возмещение (либо частичное возмещение) стоимости произведенных неотделимых улучшений, вправе ли он сумму полученного возмещения в целях гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ считать внереализационным доходом, а не выручкой от реализации (отсутствует переход права собственности)?

Вправе ли банк учесть в расходах недоамортизированную в налоговом учете часть затрат (не покрытую суммой частичного возмещения затрат) на капитальные вложения в арендованное имущество единовременно, в момент подписания акта приема-передачи помещения арендодателю по окончании срока договора аренды либо досрочного его расторжения как расходы, удовлетворяющие требованиям ст. 252 НК РФ (изначально произведены для оказания услуг организации, то есть экономически оправданы и документально подтверждены) и не поименованные в ст. 270 НК РФ?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым иму! ществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Пунктом 1 ст. 258 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2010 г.) установлено, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств! , утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом к р асходам в виде сумм начисленной амортизации применяются установленные п. 1 ст. 252 НК РФ для всех видов расходов требования об обоснованности и их документальном подтверждении.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В случае если налогоплательщик получает возмещение (либо частичное возмещение) стоимости произведенных неотделимых улучшений арендованного имущества, сумма полученного возмещения учитывается арендатором для целей налогообложения прибыли в составе доходов от реализации.

В течение срока действия договора аренды арендатор вправе начислять амортизацию на капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия собственника имущества, в части затрат, не возмещаемых арендодателем.

Расход! ы арендатора в виде капитальных вложений в арендованное имущество, которые в течение срока договора аренды (в том числе при досрочном расторжении договора аренды) не были учтены в целях гл. 25 НК РФ, не могут быть отражены в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/2/134

Вопрос:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ организации-налогоплательщики обязаны письменно сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия. Указанное сообщение направляется по форме N С-09-2, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.

Банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг и за фиксированный отрезок времени совершает ежедневные сделки купли-продажи акций одного эмитента, изменяя долю своего участия в капитале данного юридиче! ского лица.

Что в указанной ситуации должен делать банк:

- ежедневно сообщать в налоговые органы о начале такого участия и каждом изменении доли такого участия;

- сообщать в налоговые органы только о начале такого участия и прекращении такого участия, в случае полного прекращения в сообщении по форме N С-09-2 указывая в строке "Доля участия в российской (иностранной) организации" нулевое значение;

- сообщать в налоговые органы только о начале такого участия?

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Исполнение обязанности налогоплательщика сообщать в налоговые органы об участии в организациях не ставится в зависим! ость от дальнейших намерений налогоплательщика-организации в отношении приобретенных этой организацией ценных бумаг.

Поскольку Кодекс не определяет содержание понятия "участие организации в российских и иностранных организациях", данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации на основании п. 1 ст. 11 Кодекса.

Следовательно, налогоплательщик-организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязана письменно сообщать в налоговый орган о доле участия этой организации в российской (иностранной) организации, в том числе в связи с переходом права собственности на приобретенные ею (принадлежащие ей) ценные бумаги.

Признавая целесообразность конкретизации вышеуказанной обязанности налогоплательщика- организации письменно сообщать в налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях посредством внесения соответствующих изменений в Код! екс, впредь до внесения указанных изменений налогоплательщик-организаци я, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о первоначальной доле своего участия и об изменении доли своего участия в российской (иностранной) организации, в том числе в связи с переходом права собственности на приобретенные ею (принадлежащие ей) ценные бумаги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июля 2010 г. N 03-02-07/1-349

Вопрос:

Государственное образовательное учреждение в 2009 г. участвовало в нескольких конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ в рамках реализации федеральной целевой программы и заключило государственные контракты с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти. Облагаются ли указанные работы НДС? Включаются ли в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль полученные средства по заключенным государственным контрактам, если в сметах расходов этих средств заказчиками госконтракт! ов уплата налога на прибыль не предусматривалась?

Ответ:

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача исключительных прав на ряд результатов интеллектуальной деятельности, в том числе изобретения, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Кроме того, пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ предус! мотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

В соответствии с пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождено выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.

Объек! том налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

В ст. 321.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях налогообложения прибыли иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаро! в, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частн! ости, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.

Таким образом, средствами целевого финансирования признаются средства, выделяемые бюджетному учреждению в виде бюджетных ассигнований.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Как следует из вопроса, государственное образовательное учреждение выполняло работы по государственным контрактам за плату, то есть на возмездной основе.

Следовательно, средства, получаемые государственным образовательным учреждением за выполненные работы по государственным контрактам, являются выручкой от реализации (ст. 249 НК РФ) и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в! порядке, определенном гл. 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июля 2010 г. N 03-03-06/4/68

Вопрос:

О порядке исчисления и удержания российской организацией - брокером налога на прибыль организаций при выплате доходов иностранной организации.

Ответ:

Согласно пп. 1, 3 и 5 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нижеуказанные доходы, если их получение не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

- дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;

- процентный доход от долговых обязательств любого вида;

- доходы, полученные иностранной организацией от реализации акций (долей) российских организаций! , более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (далее - доходы от реализации акций).

Пунктом 1 ст. 310 Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, явля! ющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Согласно требованиям указанного Закона и Постановлений ФКЦБ России от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" и от 13.08.2003 N 03-39/пс "О Положении о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера" денежные средства клиента, полученные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, должны храниться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). На специальный брокерский счет (счета) зачисляются также суммы полученных брокером для клиентов дивидендов и иных доходо! в по ценным бумагам клиентов, если в договоре с клиентом не указаны счета клиентов, на которые должны зачисляться указанные суммы.

Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом.

Клиент вправе потребовать возврата всей суммы или части принадлежащих ему денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете (счетах). Эти денежные средства не могут использоваться брокером в своих интересах, только если это не предусмотрено договором о брокерском обслуживании.

Исходя из положений ст. ст. 309 и 310 Кодекса у российской организации, выступающей брокером (депозитарием) на рынке ценных бумаг, в результате деятельности которой выплачиваются доходы иностранной организации, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации, при поступлении денежных средств на специальный брокерский счет (счет депо) возникает обязанность по исчислению, удержанию и перечи! слению в бюджет налога с указанных доходов иностранной организации.

Такая обязанность возникает по итогам каждой сделки при каждом перечислении дохода на специальный брокерский счет (счет депо), а также при каждом перечислении дивидендов или процентов по акциям российских эмитентов на специальный брокерский счет (счет депо).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июля 2010 г. N 03-08-05

Вопрос:

Орган исполнительной власти субъекта РФ в лице департамента строительства, являющийся заказчиком объекта строительства, осуществляет финансирование строительных работ (капитальные вложения), т.е. одновременно выступает заказчиком и инвестором строительства. Застройщиком данного объекта является государственное учреждение.

В состав проекта входит строительство кабельной линии. Для обеспечения технологического присоединения между государственным учреждением и энергоснабжающей организацией заключен государственный контракт на технологическое присоединение к сетям электроснабжения.

Из Писем Минфина России от 08.05.2009 N 03-03-06/1/316, от 25.05.2009 N 03-03-06/1/342 и от 14.10.2009 N 03-03-06/2/192 следует, что расходы в виде платы за технологическое присоединение при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В рассматриваемом случае строительство объекта осуществляется государственным органом исполнительной власти края, далее объект будет передан эксплуатирующей организации.

Учитываются ли расходы, понесенные организацией-застройщиком в виде платы за технологическое присоединение к сетям электроснабжения за счет средств заказчика, являющегося инвестором, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Как следует из вопроса, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице департамента строительства, являющийся заказчиком объ! екта строительства, осуществляет финансирование данных работ (капитальн ые вложения). То есть согласно п. п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" одновременно выступает заказчиком и инвестором строительства. Застройщиком данного объекта является государственное учреждение.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности, в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет дох! одов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Таким образом, расходы, понесенные организацией-застройщиком за счет средств инвестора, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Следовательно, расходы в виде платы за технологическое присоединение к сетям электроснабжения, произведенные организацией-застройщиком за счет средств заказчика, являющегося инвестором, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 июля 2010 г. N 03-03-06/4/67

Просмотров: 990 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map